Субботники

Множество наших сельских церквей – украшение, одухотворение, духовный каркас огромныхтерриторий России. Замечательные образцы архитектуры, ключевые элементынационального ландшафта, уникальные памятники истории.

Но сегодня до 70% от общего количества сельских церквей остаются бесхозными и даже невходят в кадастровый реестр объектов государственной собственности РоссийскойФедерации. Разрушенный сельский храм стал трагическим символом погибающей деревни…

Происходящее на глазах руинирование храмов оказывает угнетающее действие наморальную атмосферу сельскохозяйственных регионов, и без того депрессивную.

Многократно усиливает атмосферу заброшенности и ненужности, неизбежно порождающуюотток населения.

Напротив, спасение сельских храмов, как носителей традиционной русской культуры, -непременное условие духовного и экономического возрождения нашего села, крестьянства, азначит и самой России.

Россия, русская земля, человек России – темы, которые занимали умы лучших людей нашейстраны на протяжении столетий.

В начале 20 века, 100 лет назад выдающийся русский мыслитель Н. А. Бердяев написал однуиз важнейших своих работ с говорящим названием «Власть пространства над русской душой»Николай Александрович писал, что в судьбе России имело огромное значение ее положениена земле, ее необъятные пространства.

Необъятные русские пространства – внутренний духовный фактор жизни русского человека.«Русский человек – писал Бердяев, — всегда полагается на русскую землю, на матушкуРоссию!» Почти смешивает и отождествляет он свою мать-землю с Богородицей и полагаетсяна ее заступничество.

Русские любили свою землю, возделывали ее, ухаживали за реками и озерами, строилиживописные деревни, удивительно гармонично вписанные крестьянские дома, воздвигали истроили свои храмы – потрясающе красивой сложной архитектуры с высокими колокольнями– необходимыми вертикальными доминантами на равнинном русском пространстве.Русская земля, русские деревни, русские сельские православные храмы воистину места силыдля русского человека.

Субботник №1.

 с. Алабузино Бежецкого района

Храмовый комплекс (Троицкая и Смоленская церкви, приходская школа)  — единственный сохранившийся храмовый комплекс в Бежецком районе, объединяющий постройки различные по силуэту, объемной композиции и декору занимает обширный участок в западной части села у обрывистого берега о. Равленское. 

Субботник собрал порядка 60 человек: участники и специалисты Центра «Сельская церковь» приехали из Москвы, Ярославля и Рыбинска, активное участие приняли жители с. Алабузино и г. Бежецк – педагоги и ученики Бежецкой музыкальной школы, студенты промышленно-экономического колледжа. 
Жители села с любовью, тоской и болью рассказывали богатую историю села и своих семей.
Спасибо огромное администрации сельского поселения за трактор и рабочих, которые активно участвовали в облагораживании прихрамовой территории.
Вывезли огромное количество мусора, спилены сорняковые кусты и деревья.

СУББОТНИК №2
с. Хабоцкое Краснохолмского района 


Один из самых заметных памятников Краснохолмского района – Церковь Рождества Христова, построена 1824 году, каменная, с 3 престолами: в холодной Рождества Христова, в теплой Знаменской Божьей Матери и Святой Мученицы Параскевы.

В июне 2021 года Центр « Сельская церковь» совместно с коллегами и партнерами, при поддержке Администрации Краснохолмского района провели первый за много лет субботник у Церкви Рождества Христова. 

В этом году мы продолжили выпиливать деревья внутри и по периметру храма, освобождая его от зарослей.

Вот, что пишет в своей статье кандидат искусствознания Государственного института искусствознания, старший научный сотрудник Анна Леонидовна Павлова о живописи Рождественской церкви:
«Монументальная живопись церкви Рождества Христова в Хабоцком открывает яркий по колориту, глубокий по содержанию, искренний по воплощению, связанный с европейской художественной культурой и школой Венецианова мир церковного искусства на исходе классицистических традиций при зарождении новых принципов эклектики. В росписях нет места кризису уходящей эпохи: напротив, видно, что лучшие приемы подхвачены следующим стилистическим направлением, и это придает стенописи особую оригинальность. Свобода в обращении с гравюрным образом, самобытность отдельных образов, вкрапление пейзажей в композиции, выдающийся колорит, оригинальное орнаментальное оформление и, наконец, органичное сочетание с архитектурными формами – ставит росписи в ряд выдающихся произведений XIX века»

СУББОТНИК №3

с. Еськи Бежецкого района

Величественный храм в центре села Еськи знаменит своей монументальной живописью.

Живопись своими яркими красками чарует каждого входящего в храм, великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам. Так огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, — это шедевр, который сравним с лучшими произведениями столичных храмов (Фреска, вероятно, была написана по неаполитанскому образцу художником, знавшим итальянские живописные техники). И по мнению Российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи церкви в Еськах соответствует памятникам мирового значения. Однако, доподлинно неизвестно, кто расписывал стены храма.
Вот, что писала в 2009 г. известный искусствовед — кандидат искусствознания Анна Леонидовна Павлова:
«… Живопись северо-восточного региона Тверской области, куда входят Еськи – уникальное и самобытное явление, здесь драгоценен буквально каждый сантиметр росписи. Они могли бы стать украшением любого музея, а сам храм – кроме своего основного значения – безусловно, настоящий музей. За свою жизнь я ни разу так близко не сталкивалась с подлинным сокровищем искусства, находившимся в такой степени небрежения. Это все равно, что увидеть растоптанного и брошенного в грязь Рафаэля.
… Дело спасение Есек – это не только еще один сохраненный от поругания алтать – это воссоздание абсолютно неизвестной страницы русского изобразительного искусства, через которую впервые можно будет видеть в первоначальном состоянии целый неизведанный мир высочайшего по художественному уровню религиозного творчества русской провинции. Оказывается, что этот мир неизмеримо выше, чем скажем «столичный академизм», хорошо знакомый со школьной скамьи…»


СУББОТНИК №4 (май и октябрь 2022 г.)
с. Баскаки. Весьегонский район.

Баскаки — село в Весьегонском муниципальном округе Тверской области России. Деревня расположена на автодороге 28К-0058 Тверь – Устюжна, в 22 км на юг от районного центра города Весьегонска.
Село расположено на сухом высоком месте, на возвышенности, по обеим сторонам которой текут речки Кесьма и Баскаковка.
В исторической географии название села находит своё объяснение, как остаток старины и как указатель жившей в данной местности татарской народности.
Предположительно, такое название могло быть дано в память о проживавшем здесь татарском чиновнике – баскаке. По свидетельству старых летописей баскаки были крупные чиновники, посылаемые ханом, как начальники военных отрядов, оберегавших народное спокойствие и повиновение хану и охранявшие ханских сборщиков дани.
Кандидат богословия Леонид Александрович Лебедев относит первое упоминание села (в то время деревни) к 1445 г. Эта дата указана в жалованной грамоте императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю. Из грамоты видно, что именно тогда Баскаки были «даны», т.е. подарены во владение Троице-Сергиевой лавры. Далее, течение XVI в., село несколько раз меняло хозяев, находясь в частных владениях (А. Рыкунов, Д.Д. Маклаков, князья Хворостинины).
В конце XVI в. село было пожертвовано княгиней Антонидой Хворостининой Троице-Сергиеву монастырю, и принадлежало ему вплоть до 1764 г. (не считая 1714-30 гг., когда оно было приписано к Александро-Невской лавре), а затем стало экономическим.
Писцовые книги XVII в. указывают на существование в селе деревянного храма. Несколько деревянных церквей сменяли друг друга, иногда их было по две одновременно.
Продолжение слушайте в нашем аудиогиде!

СУББОТНИК №5

с. Кой Сонковский район

Особое чувство, когда участники субботника едут туда, где их ждут!

Так было с нашей экспедицией в село Кой Сонсковского района Тверской области, куда нас пригласили коллеги из Софийско-Троицкого фонда, которые возрождают уникальный масштабный Троицкий храм.

Это сейчас о Кое знают преимущественно специалисты и общественники, а ведь
Кой — старинное торговое село, известно с XV века. В середине XIX века Кой — центр одноимённого прихода и волости Кашинского уезда Тверской губернии.
В 1889 году в селе — 112 дворов, 672 жителя, кроме того, в деревне Бабаево (сейчас часть села) — 39 дворов, 212 жителей.
В селе волостное правление, 2 школы, 2 церкви, 2 часовни, 3 трактира, 2 постоялых двора, 1 винная и 1 мелочная лавки, 1 пожарный сарай, вольная аптека, приёмный пункт. Кроме того, водяная мельница, маслобойня, кузница. 40 ульев и яблоневый сад (200 деревьев). В год 3 ярмарки и базары каждый воскресный день.

В 1929 году в селе образована коммуна «Труд», в 1931 — колхоз.
С 1953 года Кой — центральная усадьба колхоза им. Майорова.
В 1996 году — 104 хозяйства, 260 жителей.

Уроженцем села был профессор Царскосельского лицея, учитель Пушкина и Глинки — Александр Петрович Куницын (1783—1840) 
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

Сейчас в память о выдающемся земляке проводятся Куницинские чтения.

Во время субботника, проходившего в рамках проекта «Сельские церкви — духовный каркас России» мы успели обкосить траву у храма, прибраться в колокольне, убрать строительный мусор, сложить доски и вывесить огромный банер.

Надеемся наша посильная лепта поможет в скорейшем возрождении еще одного выдающегося памятника Тверского края.