Преображенская церковь. Погост Никола Высока. Тверская область.

Спасо-Преображенская церковь является одним из выдающихся памятников архитектуры и монументальной живописи на территории Тверской области.

Она стоит на высоком месте в центре села, на погосте Никола-Высока близ села Романовского. В настоящее время застройки вокруг церкви почти не осталось, место изрядно заросло.

Основной объем церкви выстроен к 1820 г., около 1850 г. воздвигнута отдельно стоящая колокольня, которую во 2-й пол. XIX в. соединили притвором-папертью с трапезной.

Храм принадлежит к архаичному для нач. XIX в. кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведенная в формах позднего классицизма, близких ампиру, – одна из лучших в области.

Высокий трехсветный четверик храма завершен крутой восьмигранной кровлей с пятью луковичными чешуйчатыми главками на граненых барабанах и четырьмя декоративными люкарнами по сторонам света. Особенности объемной композиции, проявившиеся в широкой расстановке глав, где центральная, световая венчает кровлю, а боковые поставлены на углах объема, свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества. Полуциркульная апсида под полусферической кровлей и обширная трапезная, крытая на два ската, значительно понижены относительно четверика. Две главки, поставленные на кровельных скатах в восточной части трапезной, отмечают придельные алтари. Объем стройной трехъярусной колокольни построен из уменьшающихся по высоте четвериков, прорезанных по странам света арочными проемами; на ее кровле-резонаторе, усложненной фигурными люкарнами, поднят четырехгранный барабанчик с главкой-вазоном. Уникальной особенностью планировочного решения храма является ярко выраженная ромбовидная конфигурация четверика, ориентированного северной и южной сторонами параллельно оси «восток-запад».

В интерьере доминирует высокое и удивительно светлое пространство храма, восьмилотковый свод которого с диагональными лотками, опирающимися на тромпы, прорезан круглым отверстием светового барабана. Низкое помещение алтаря перекрыто коробовым сводом с конхой; в трапезной четыре мощных крещатых столба служат опорой системы коробовых с распалубками и крестовых сводов. Притвор имеет плоский потолок, нижний ярус колокольни – крестовый свод. В деревянной пристройке (не сохр.) в юго-восточном углу между колокольней и притвором находилась винтовая лестница, которая вела в чердачное помещение притвора, откуда, по-видимому, осуществлялся проход в полуярус колокольни.

Академическая роспись основного объема выполнена клеевыми красками, предположительно, в 1850-е гг. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления церковной живописи, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол. — сер. XIX в.

Живопись выполнена местной бригадой, работавшей в многочисленных храмах Весьегонского уезда (Еськи, Болдино, Антоновское и др.), но здесь она никогда не подновлялась и сохранилась в полном блеске.

 Росписи свойственна виртуозно написанная пышная растительная орнаментация, тяготеющая к барокко, гармоничный интенсивный колорит, сложные иконографические программы, составленные главным образом по гравюрам Библии Х. Вайгеля (1695), свобода рисунка и выразительность живописи, органичное соединение с архитектурными формами. Красота цветовой гаммы достигается благодаря сочетанию золотистой гризайли и бирюзового фона стен, местами подчеркнутого ярко-синими притенениями. Богатое колористическое решение композиций построено на сравнительно ограниченной палитре, составленной из оттенков охры, приглушенного пурпура, ультрамарина и изумрудной зелени, что традиционно для данного круга клеевой живописи.

Клеевая академическая живопись трапезной кон. XIX в. (1899?) частично поновлена маслом во 2-й пол. XX в. (?), что особенно коснулось сильно почерневших сюжетных композиций. Иконографическая программа росписей трапезной отличается архаичностью: возможно, мастера частично сохранили состав сюжетов, относившихся к предыдущему периоду живописи 1850-х гг. Роспись трапезной роднит со стенописью четверика и нежно-голубой фон стен и сводов. Сюжетные композиции размещены только на сводах; внутренняя поверхность арок декорирована rризайльными орнаментальными вставками с крестами в центре.

В интерьере храма частично сохранились иконостасы. Высокий трехъярусный главный иконостас 1830-х гг. в своей архитектурной основе и остатками резного декора представляет замечательный памятник в стиле классицизма. В одном стиле с иконостасом были выполнены существовавшие до недавнего времени сени – небольшие изящные сооружения в виде ротонды (надпрестольная в алтаре) и полуротонды (над плащаницей у северной стены в храме). Двухъярусные одинаковые придельные иконостасы, которые ранее украшали витые колонки и обильная, но суховатая резьба, выполнены в формах эклектики во 2-й пол. XIX в.

После закрытия церкви в 1939 г. внутренние помещения некоторое время использовались под складские нужды местного совхоза. В целом, до 1990-х гг. церковь сохранялась практически не тронутой. В конце 1980-х гг. на кровле четверика в результате попадания молнии возник пожар, уничтоживший практически полностью деревянные конструкции кровельного покрытия. Также произошло обрушение центральной и одной из угловых главок с крестами. Часть сохранившихся кровельных картин свалена в основании свода. Последствия утраты кровельного покрытия четверика катастрофически стали сказываться на сохранности его уникальной интерьерной живописи и декоративного убранства. Расписанный штукатурный слой стал осыпаться, намоканию и гниению подверглись тябла иконостаса. Ситуацию с иконостасом усугубили и действия вандалов, выломавших архитектурно-декоративные элементы несущего каркаса. В результате, летом 2014 г. произошло его частичное обрушение. В последующие годы полностью обрушились последние конструкции иконостаса.

На сегодняшний день выполнено более 50 % работ по воссозданию центрального купола Преображенской церкви. Подготовлен проект по воссозданию кровли четверика и ремонту кровли трапезной.

— при описании храма использованы материалы каталога «Памятники архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Т. 1. М., 2002.